ПРЕСС-РЕЛИЗ. Выставка маргиланских ковров “ВОЗРОЖДЕНИЕ КРАСОТЫ ”

16 октября с.г. в 12:00 часов в Музее прикладного искусства Узбекистана состоится церемония открытия Выставки маргиланских ковров “ВОЗРОЖДЕНИЕ КРАСОТЫ”, возрожденных по старинным технологиям, компанией OOO ИП “Bars International”. Она будет экспонироваться по 30.11.2014 г.

История создания Музея тесно связана с развитием художественных промыслов в Республике. Экспозиция, музея разместилась в здании - архитектурного памятника конца Х1Х века, декорированном в лучших традициях узбекского народного зодчества.

Музей знакомит посетителей с богатой коллекцией различных традиционных видов декоративного - прикладного искусства, созданных несколькими поколениями узбекских народных мастеров (от второй половины Х1Х века до наших дней) и уникальными работами современных профессиональных художников прикладного искусства. И сегодня традиция музея продолжает Вас знакомить развитием узбекского народного декоративно-прикладного искусства в сфере Ковроделия.

Ковроделие в Узбекистане известно с незапамятных времен, а виды ковров настолько разнообразны, что трудно найти в мире другой регион, где одинаково популярны были бы и кошма, и палас, и ворсовый, и шелковый ковер. Когда возникло искусство ковроткачества, трудно определить. Каменные прясла в Узбекистане найдены археологами в раскопках жилищ полукочевых племен, относящихся к эпохе энеолита. В наше время в некоторых сельских районах женщины используют каменные или деревянные веретена с похожими пряслицами. Из довольно толстой грубоватой пряжи в Нуратинском межгорье, Джизаке и Андижане ткут похожие на шкуру медведя длинноворсовые ковры-джульхирсы. Плотность джульхирсов невелика, зато поверхность мягкая и пушистая, а архаичный орнамент напоминает о древнем происхождении.

Но подлинную славу узбекским коврам принесли «гиламы». Трудно определить и в какую эпоху появились ворсовые ковры. Достоверно известно только, что среди товаров, которые перевозили караваны по Великому шелковому пути, были особо ценимые повсюду восточные ковры. О высоком качестве этих изделий отзывался еще Марко Поло, посетивший Центральную Азию в XIII веке. « Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры»,- отмечал он. Спустя два века испанский посол при дворе Амира Темура Руи Гонсалес де Клавихо красочно описывал «яркие красные ковры», которые он видел в самаркандских дворцах, садах и шатрах властелина Мовароуннахра. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь несколько ковров, датированных концом XVII- началом XVIII веков. Они отличались хорошим качествам сырья и высокой техникой окраски. Для изготовления ковров использовалась как правило чистая овечья шерсть лучших сортов в их естественных тонах: белый, чёрный, серый, бежевый. Старые ковровщицы – гиламчи, пряжу окрашивали исключительно с помощью естественных красителей. Им было известно много растений, из которых добывались такие краски. В семьях ковроделов бережно хранились рецепты изготовления красителей, они передавались из поколения в поколение как непреходящая ценность.

Устойчивое в своих основных направлениях ковроделие в Узбекистане сохраняет местное своеобразие и локальные отличия стилей. Так, бухарские ковры отличают красочность и пестрота узора, большие размеры и высокий ворс. В Самарканде ковры с лаконичным и выразительным рисунком красно-черно-синие гаммы. В Андижанской области ткут ковры в красно-синей колористичной гамме. В некоторых селениях Ферганской долины мастерицы получали удивительные сочетания алого, земляничного, темно-красного и насыщенного ярко-синего тонов.

Сейчас трудно представить дом без ковра или паласа, которыми устилают пол, украшают стены. Ведь недаром в народе говорят: «Ковер согревает душу и радует глаз». А эти свойства присущи только изделию, вытканному искусными руками мастерицы-ковровщицы. Хотя неискушенный зритель и не сразу сможет отличить ковер ручной работы от фабричного.

Ковры, представленные на выставке, доказывают древние традиции вызывающие интерес у ремесленников, которые не только возрождают их, но и приносят что-то свое.

Современные ковроделы Маргилана, продолжая традиции, вносят в творчество свое мироощущение. Маргиланские шелковые и шерстяные ковры, изготовленные по старинной технологии компанией ИП OOO “Bars International”, экспонировались на выставках Domotex: - в Ганновере (Германия), Шанхае (Китай) и Москве (Россия) в 2002-2005 гг.

Благородный лоск и яркие свежие краски отличают, современные произведения искусства и убеждают, что фантазия и умения их создателей не уступают предшественникам. Сегодня благодаря вниманию государства к древним промыслам и ремесленникам растет интерес к народному прикладному искусству, которое продолжает традиции предков и дает возможность увидеть образцы копирующие произведения древнейшего искусства, получившего в наши дни новый виток развития. На вернисаже можно увидеть не только уникальные экспонаты, но и ткацкий станок. Благодаря чему посетители смогут воочию увидеть, как создаются эти удивительные произведения искусства.

2014-10-15

Источник: http://www.silkway.uz/newsmore/5185

 

все новости

 

 

Посещение МПИ участниками тренинга ЮНЕСКО для ремесленников

26 марта 2011 года Гос. музей прикладного искусства Узбеки-стана посетили участники тре-нинга «Усовершенствование качества и дизайна ремес-ленных изделий в Узбекистане»,

Читать далее

«Отражения Навруза в произведениях прикладного искусства».

24 марта 2011 года в Гос. музее прикладного искусства Узбеки-стана открылась выставка «Отражения Навруза в произ-ведениях прикладного искусства» - «Амалий санъат асарларида Навруз акси».

Читать далее

все новости