По следам бактрийского ковра – самолета

Только, только в Музее прикладного искусства Узбекистана отзвучали мелодии чанковуза, у которого звон, звонкий, по инициативе Министерства по делам культуры и спорта, очень активно заявляющим о себе интернет-сообществом TERRA - TERMEZ положено начало циклу очень интересных семинаров для ученых и специалистов, журналистов по теме: "Культура и искусство Узбекистана".

Первый из них состоялся в минувшее воскресенье в очень всегда впечатляющем главном зале этого музея. Тема разговора была весьма и весьма привлекательной - "Бактрийские ковры: мифы и реальность". О совершенно удивительных страницах истории того времени, возникновении и распространении в азиатском регионе, в нашем крае ковроткачества, рассказала собравшимся в своем докладе ведущий специалист в этой области, доктор искусствоведения Эльмира Гюль. И все это можно было не только слышать, но и видеть на экране на основе, можно сказать, уникальных фотографий сделанных там, где получили распространение бактрийские ковры. Они были обнаружены в могильниках кочевой знати на территории Монголии (Ноин - Ула) и Синцзян - Уйгурского автономного Района КНР и других регионах. Это и дало основание для выбора темы семинара "По следам бактрийского ковра-самолета". В самом докладе, на состоявшемся затем его обсуждении говорилось о том, что это были за ковры, какие народы их производили, какие обычаи и традиции связаны с этими коврами, а также какой свет проливает ковровый декор на характер культурно - исторических связей проживавших в античной Бактрии народов.

Отдельное место в этом разговоре занимал рассказ о коврах Бухары, Сурхандарьи, этно-культурных связях Узбекистана и Южной Кореи.

За последние десятилетия, благодаря археологическим раскопкам, удалось выявить уникальные памятники старины и установить, что во времена античности территория нашей станы была одним из важнейших центров ковроткачества. Теперь, с полным на то основанием мы можем говорить, что Узбекистан издавна славится своим художественным текстилем - коврами и тканями, вышивкой и набойкой. Ковры были важнейшей частью повседневной жизни и обрядовой практики народа, высоко ценились мастерство исполнения, плотность плетения и выразительные художественные качества, глубокий, насыщенный колорит. Он достигался благодаря использованию натуральных красителей. В целях активизации возрождения традиций ковроткачества и практического решения проблем, которые есть в этой сфере, в одном из выступлений было предложено создать Ассоциацию производителей ковров Узбекистана. Вместе с тем, отмечалось, что название "Бухарские ковры" стало одним из мировых брендов. В рамках семинара состоялось открытие выставки "Ковровое искусство Узбекистана ( из коллекции Музея прикладного искусства) и проведен мастер - класс для желающих приобщиться к тайнам ковроткачества.

Б.БАБАЕВ

Пресс-служба Министерства по делам культуры и спорта

Источники: http://mcs.uz/ministry/press/pressculture/culturenews/591-po-sledam-baktriyskogo-kovra-samoleta.html , 28.05.2012; http://www.kultura.uz/component/content/article/29-news/2242-2012-05-28-04-50-03.html , 28.05.2012.

 

     

  

все новости

 

Посещение МПИ участниками тренинга ЮНЕСКО для ремесленников

26 марта 2011 года Гос. музей прикладного искусства Узбеки-стана посетили участники тре-нинга «Усовершенствование качества и дизайна ремес-ленных изделий в Узбекистане»,

Читать далее

«Отражения Навруза в произведениях прикладного искусства».

24 марта 2011 года в Гос. музее прикладного искусства Узбеки-стана открылась выставка «Отражения Навруза в произ-ведениях прикладного искусства» - «Амалий санъат асарларида Навруз акси».

Читать далее

все новости