«Бухарский ковер. Легенда красоты»

Так называется выставка уникальных ковров ручной работы, открывшаяся 16 декабря 2009 года в музее Прикладного искусства Узбекистана, которая будет радовать поклонников прекрасного - наших сограждан и гостей столицы еще в течение двух месяцев.Благодаря этому впервые в Ташкенте можно увидеть столь богатую и обширную коллекцию ворсовых ковров и паласов ручной работы, вытканных за последние полтора века в Бухарской области.Экспозиция, где представлено около 80 ковров, паласов и других изделий этого вида декоративно-прикладного искусства, сформирована по инициативе Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана, Академии художеств Узбекистана при поддержке компании «Мехтар Анбар - Бухара».

- «Известный всемирный брэнд «Бухарский ковер» складывался на протяжении веков – еще в те времена, когда по Великому шелковому пути купцы доставляли эти шедевры наших мастериц в Восточные страны и на Запад, в государства Средиземноморья, - рассказывает директор музея Прикладного искусства Узбекистана, искусствовед Наргиз Талипова. - Они поражали блеском бархатистого ворса и множеством оттенков красного цвета - от алого и темно-гранатового до светлого красно-кирпичного. Сейчас нам трудно представить дом без ковра или паласа, которыми устилают пол, украшают стены, а в старину они часто даже заменяли мебель.
Ведь недаром говорят на Востоке: «Ковер согревает душу и радует глаз». А эти свойства присущи только изделию, вытканному руками мастерицы-ковровщицы. Хотя, неискушенный зритель и не сразу отличит ковер ручной работы от фабричного.

Ковроткачество в Узбекистане известно с незапамятных времен, а виды и орнаменты ковров разнообразны как нигде в мире. Знаток сразу распознает по узору и расцветке изделия хивинских или самаркандских, кашкадарьинских или сурхандарьинских ковроделов. Но подлинную славу узбекским коврам создали бухарские ковры. В прошлые века ковры украшали покои властителей и знати, их дарили иностранным владыкам как драгоценности, и стоили они очень дорого.

Кажется, ковры в Бухаре, как и на территориях государственных образований, столицей которых бывал этот город, ткали всегда. О высоком качестве местных изделий отзывался еще Марко Поло, посетивший наши края в XIII веке. «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры», - отмечал он. Спустя два века посол короля Кастилии при дворе Амира Темура Руи Гонсалес де Клавихо красочно описывал «яркие красные ковры», которые он видел в дворцах, садах и шатрах властелина Мовароуннахра. Их можно видеть на средневековых узбекских миниатюрах и на картинах европейских художников. Особо ценились бухарские шелковые ковры. В прошлые века они изготавливались в дворцовых мастерских, украшали покои властителей и знати, их дарили иностранным владыкам как драгоценности, и стоили они очень дорого. Особенно славились с раннего средневековья шелковые и прочие ткани «занданечи», изготовлявшиеся в окрестном селении Зандана, где по некоторым данным ткали также и ковры. Со временем производство их пришло в упадок, а с начала XX века было на грани исчезновения. Лишь в период Независимости Узбекистана была восстановлена технология древнего ковроткачества, в том числе и шелкового.Для изготовления пряжи для бухарского ковра всегда отбиралась самая лучшая весенняя шерсть равнинных овец, только самые ее длинные и тонкие волокна. По традиции бухарские ковровщицы окрашивают пряжу естественными красителями. Красную краску разных оттенков получают из корня морены. Отварами коры дуба, ореха и граната красят пряжу в коричневый, черный, оливковый и желтый цвета. В древности, еще в доисламские времена, в Бухаре считалось, что овечья шерсть, как и ковры, сотканные из нее, способны исцелять болезни и дарить крепкое здоровье. Об орнаментах бухарских ковров сложены легенды. Мотивы стилизованных солнечных знаков, амулетов-туморов и рогов архаров имеют магическое значение и призваны оберегать владельца ковра от беды и приносить в дом удачу и благополучие. Бухарские ковры ручной работы высоко ценятся знатоками и коллекционерами во всем мире, а выставка «Бухарский ковер: легенда красоты» в музее Прикладного искусства предоставляет уникальную возможность знакомства с древним искусством бухарских ковроделов.

(Сергей Савчук-Курбанов. «Бухарский ковер. Легенда красоты» // Uzbekistan today, 24.12.2009; http://www.ut.uz/rus/newsline/ ..., 24.12.2009)

      

         

 

Посещение МПИ участниками тренинга ЮНЕСКО для ремесленников

26 марта 2011 года Гос. музей прикладного искусства Узбеки-стана посетили участники тре-нинга «Усовершенствование качества и дизайна ремес-ленных изделий в Узбекистане»,

Читать далее

«Отражения Навруза в произведениях прикладного искусства».

24 марта 2011 года в Гос. музее прикладного искусства Узбеки-стана открылась выставка «Отражения Навруза в произ-ведениях прикладного искусства» - «Амалий санъат асарларида Навруз акси».

Читать далее

все новости